Музей Этапный пункт Сибирского тракта в деревне Бачкеево: экспозиции музея

Обновлено:

Музей открыт в 2000 г. в старом здании школы, бывшем этапном пункте, расположенном на Сибирском тракте. Общая площадь здания, 293,1 м2. Совместно с музеем в здании расположена библиотека. Фактически занимаемая площадь 226,9 кв. м. Здание этапного пункта построено в 1837 году рекрутами из близлежащих деревень. За годы существования здание ни разу не подвергалось капитальному ремонту и сохранилось благодаря тому, что в нём с 1900 году было открыто двухклассное земское училище, до 1999 года в здании располагалась Бачкеевская школа. Сегодня музей «Этапный пункт» является культурно-историческим объектом экскурсионно-туристического маршрута «Сибирский тракт – дорога сквозь века».

Адрес:  Игринский район, д. Бачкеево, ул.Сибирская,16 б.

Телефон:  8(341 34) 4-01-17

Ссылка:  www.igra-muzeum.ru

Сибирский тракт, начало этапного движения

Московско-Сибирский тракт был построен и официально узаконен в 1763 году. Проходил он из Москвы на Тюмень и Тобольск через Нижний Новгород, Казань, Кунгур и Екатеринбург.

В конце 18 века начал действовать Санкт-Петербургский почтовый тракт, идущий на Вологду и Вятку: 1 июня 1783 года вышел указ Екатерины II о трактовом сообщении Санкт-Петербурга с Вяткой. В результате сложились две ветки Сибирского тракта: на севере - Петербуржско-Вологодско-Вятская, на юге - Московско-Казанская. Село Дебёсы стало узлом, где эти две ветки соединялись в одну и направлялись в сторону Перми.

Как бы то ни было, но в селе Дебесы соединяются две важнейшие российские дороги в Сибирь - от Москвы и от Петербурга.

Этапная изба в деревне Бачкеево относится к Московско-Казанской ветке тракта и является полуэтапом, местом отдыха, а конкретнее - ночевки арестантов. В селе Дебёсы также функционирует музей Сибирского тракта, расположенный в здании отдыха этапных конвоиров, сохранилось только это здание, одно из зданий этапа.

Уже с конца XVI века страна за Уральским камнем стала местом изгнания опальных вельмож, участников многочисленных дворцовых интриг и переворотов.

Развитие этапного движения

Смертная казнь была самым распространенным видом наказания и существовала во множестве вариантов: повешение, отсечение головы, четвертование, сожжение, заливание раскаленного железа в горло, закапывание в землю живьем.  Уголовная ответственность за совершенные преступления до середины XVIII века сопровождалась смертной казнью. Елизавета Петровна сделала широкий жест, отменив ее. Правда, осужденные на казнь подвергались битью кнутом, вырыванием ноздрей, клеймению и ссылке.

Телесные наказания подразделяются на три большие группы:

  • Членовредительные (изувечивающие) — лишение человека какой-либо части тела или ее повреждение (ослепление, вырезание языка, отсечение руки, ноги или пальцев, отрезание ушей, носа или губ, кастрация);
  • Болезненные — причинение физического страдания путем нанесения побоев различными орудиями (кнут, плети, батоги (палки), шпицрутены, розги, кошки, линьки);
  • Осрамительные (позорящие) — наибольшее значение имеет опозорение наказываемого (например, выставление у позорного столба, клеймение, наложение оков, бритье головы).

С 1679 года официально было повелено ссылать в Сибирь уголовных (а в последствии и политических) преступников на каторжные работы. Каторжники, как мужчины, так и женщины, закованные в кандалы, конвоируемые солдатами, нестройными рядами двигались по тракту. Впереди на конях 3-4 казака, затем телеги со старцами, больными и детьми. За час такая партия продвигалась на 3-4 версты, за месяц должна была проходить около 500 верст.

За сто лет с 1783 по 1883 год по Большому Сибирскому тракту прошли примерно полтора миллиона заключенных... Часто каторжные предпринимали попытки скрыться в ближайших заболоченных низинах с густыми зарослями. ... Конвоиры «восполняли» потерю за счет первого встречного, которого переодевали в арестантские лохмотья, прикручивали веревками к общей партии заключенных и вместе со всеми сдавали «по счету» в очередной этапной тюрьме.

29 января 1825 года установлено по представлению командира отдельного корпуса внутренней стражи в предупреждение побегов бритье половины головы всем идущим по этапу, без различия между ссыльными и каторжными, беспаспортными и пересылаемыми административно, закованными и незакованными.

В 1817 году по повелению Александра I в местах расположения почтовых станций учреждаются этапы («Высочайшее утверждение назначения этапов для препровождения арестантов по тракту от Москвы, через Казань и Пермь, по Тобольской губернии») – пункты для ночлега и дневок арестантов с отстройкой специальных тюремных зданий.

Мое видео:

«Этапное движение регламентировалось принятым в 1822 году «Уставом об этапах», которым были определены принципы обустройства тюрем, порядок движения ссыльных партий, обязанности и права командиров и солдат стражи, система учета перемещаемых заключенных. Центром управления ссыльно-этапным делом являлся Приказ о ссыльных в городе Тобольске.

  Строительство этапных зданий осуществлялось подрядчиками. Сибирские этапы пред­ставляли собой огороженную высоким тыном (забором) территорию, на которой находилось 2—3 одноэтажных бревенчатых строения. Один из домов занимали конвойный офицер и его кан­целярия, другой — солдаты, самый большой — арестанты. Арестантская казарма для пересыльных имела мужское и женское отделения. Поскольку в течение одного дня не всегда можно было преодолеть путь от этапа к этапу, то на полпути между ними возводились так называемые полуэтапы для ночевок. Ночлежный полуэтап строился по такому же образцу, но умень­шенного размера, то  есть только гауптвахта для конвоя и ночлежная тюрьма без помещения для плац-формы (место сбора ссыльных) и канцелярии начальника. Этапы сто­яли вдоль ссыльного тракта в 20—40 верстах друг от друга. 

Распорядок передвижения заключенных по Сибирскому тракту был таким: после каждых двух дней пути следовали сутки отдыха в пересыльной тюрьме или в этапной избе. Этапные избы имелись почти на каждой почтовой станции, с интервалом в двадцать пять — тридцать верст. Такое расстояние тюремными обозами, в составе которых бывали и подводы с домашним имуществом, преодолевалось, в среднем, как раз за два дня, и узников располагали на постой в очередной избе с решетками. Если арестант заболевал или умирал, его клали на подводу и везли вслед за остальными. Так родилась небезызвестная поговорка «доставить живого или мертвого». 

С ночлежных этапов  арестанты отправлялись в 5–6 часов утра и двигались весь световой день со средней скоростью 8 вёрст в час. По правилам через каждые два часа пути  осуществлялся перерыв  на 10 минут.

Во время этапирования арестанты получали питание из расчёта 10 копеек в сутки на человека для «низких сословий» (крестьян и мещан) и 15 копеек для высших сословий (арестантов из дворянства, духовенства и купечества). Ежедневно утром каждому этапируемому полагалось выдавать по фунту (почти полкило) хлеба и по половине фунта вареной говядины или рыбы с солью.

Дорога делилась на несколько этапов, для каждого из которых определялась этапная команда из одного офицера, двух унтер-офицеров и до 25  рядовых солдат ( зависит от численности этапа). Этапные команды, которые размещались по тракту через одну станцию, проводив партию  ссыльных до следующего этапа, возвращались обратно.

Пешее передвижение по тракту было очень изнурительным, а длительность перехода от Петербурга до Иркутска доходила до двух лет. По дороге многие умирали, увечных и больных иногда позволялось везти на телеге.

Были ли Ленин и Сталин на пеших этапах?

В царствование Александра II в этапном деле произошло очередное позитивное изменение. С 1858 года арестантов стали возить по железной дороге. Специальные арестантские вагоны прицепляли в хвосте товарных поездов. Арестанты на всем пути следования содержались прикованными.

12 февраля 1897 года Николай II повелел отменить пешее движение арестантских партий по Сибирскому тракту — ссыльных и каторжан следовало отправлять в Сибирь только по железной дороге.

Хотя и экскурсовод рассказывал байки про то, что Ленин был на этапе и просил истопить баню, а ему конвоем было отказано - этого не было в действительности.

  В начале 1897 г. Ульянов в административном порядке высылается в Восточную Сибирь под гласный надзор полиции на три года.

Ему было позволено совершить поездку за свой счет, и в феврале Ленин выезжает в Красноярск — тогдашнюю конечную железнодорожную станцию.

 После очередного ареста в феврале 1913 года Сталин четыре с лишним месяца просидел в петербургских «Крестах», потом был отправлен железной дорогой по этапу в Красноярск, четыре дня просидел в Красноярском тюремном замке, а затем еще почти месяц добирался до места ссылки — поселка Костино Туруханского края.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение