Культурно-туристический парк ДондыДор: фестиваль “Огни ДондыДора”

Обновлено:

Этот парк я посетила 04.03.2023 года когда проходил фестиваль “Огни ДондыДора” - битва темных и светлых сил. Так переводится ДондыДор: Донды - имя богатыря из удмуртской легенды, Дор - родина.

Это было второе посещение этого парка, первое посещение было недолгим, в день свадьбы сына ( 20.08.2021 года) провели фотосессию и уехали.

Создание и воплощение проекта 

В Удмуртии активно реализуется инвестиционный туристический проект «Глазовская земля – земля Донды». Он объединит в единую композицию северные городища древних удмуртов, на базе которых будет создан многофункциональный  туристический комплекс, куда бы приезжали гости из Удмуртии, других регионов и финно-угорских стран. На территории площадью около 70 га планируется создать типичное вятско-камское городище, включив в комплекс несколько археологических памятников, в том числе могильник и селище.

Цель проекта - наглядно представить современникам быт, верования и в целом картину мира древних удмуртов.

В деревне Кочишево уже открылся центр этнической медитации «Храм живого звука». Интерактивная инсталляция знакомит посетителей с песенными традициями народов севера Удмуртии, погружает в атмосферу обрядов, которые сопровождали человека на протяжении всей жизни. 

Основным объектом проекта является культурно-туристический парк «ДондыДор».  

Деревня Адам

Деревня Адам – центральная усадьба МО «Адамское», находится в 11 км северо-восточнее г. Глазова. Деревня Адам – одна из самых старинных деревень на реке Чепце. В писцовой книге 1615 года записана «деревня Адамова на реке на Чепце», в ней было четыре двора: Васки Мошегова, Сасешки Зюина, Ивашки Изнегова, Мушки Мушегова. В 1818 году в д. Адам в 15 хозяйствах насчитывалось 188 человек с фамилией Максимовы, Ураковы. В середине XIX века в 24 дворах проживали 131 мужчина и 131 женщина. В 1930-е годы в д. Адам образован колхоз им. Кирова. В настоящее время наиболее распространенные фамилии в деревне – Баженовы, Чупины, Максимовы. На  2011 год в д. Адам проживало 941 человек.

В деревне есть средняя школа, детский сад и фельдшерско-акушерский пункт, лыжная база, 3 магазина. С 2017 года действует деревянная церковь преподобного Серафима Саровского. В 2018 году открыт историко-культурный парк “ДондыДор”.

Парк ДондыДор

Историко-культурный парк «ДондыДор» - смесь национального фольклора и современного искусства. Это место создали на основе удмуртских легенд, мифов и верований, но с элементами современности и взгляда в будущее.

Адрес: Глазовский район, д. Адам, ул. Советская, 16

Телефон: 8 (34141) 5-59-17

Режим работы

пн-вс: 09.00 - 22.00 

СТОИМОСТЬ БИЛЕТА -вход свободный, экскурсии - от 100 руб., мастер-классы - 300-500 руб. Игровая программа "Донды нунал" ("День Донды") - 450 ₽; Прокат Беседок 300–500 руб/час.

Доступ на территорию парка бесплатный, за исключением периодов, когда на его территории проводятся фестивали или иные мероприятия. Узнать о мероприятии можно в ВК :https://vk.com/dondydor  . На фестиваль “Огни ДондыДора билет стоил 200 рублей.

Можно добраться пригородным автобусом "Глазов-Адам", рейсы каждые 20-30 минут.

 25 августа 2018 года состоялось открытие парка. Историко-культурный парк «ДондыДор» занимает 5 гектаров. Реализована реконструкция финно-угорского городища — с дозорной башней, частоколом, постройками и арт-объектами. Более 30 интересных скульптур, как деревянных, так и металлических , поведают о создании Мира, появлении людей и их месте в круговороте жизни, согласно преданиям удмуртов. Парк украсили: средневековая ладья, фигуры богатырей, медведя, лебедя, лось-качели и другие арт-объекты, создающие неповторимый колорит парка.

  Гости смогут посетить Дом живой истории на 15-20 человек (он воплощает быт эпохи раннего средневековья), послушать истории о гончарном ремесле, попробовать себя в кузнечном деле, заглянуть в токарную мастерскую и познакомиться с техникой лозоплетения. После насыщенной программы можно отдохнуть в уютных беседках.

Удмуртские легенды 

Удмуртские легенды гласят о богатыре Донды и его сыновьях. Они сыграли очень важное значение в объединении и укреплении рода Ватка. Образы этих чепецких богатырей и поныне вдохновляют нас силой духа и силой служения народу. Предводитель племени Ватка, Донды батыр, по преданиям возглавивший продвижение с реки Вятки на реку Чепцу и обосновавший столицу чепецких удмуртов на горе Солдырь. Вследствие раздела с сыновьями переселился на основанный им Дондыкар. 

  Давным-давно на гору Солдырь откуда-то пришел богатырь по имени Донда и остался тут жить. И было у него тогда два сына – Идна и Гурья. На Солдыре в семье Донды появилось еще два сына – Весья и Зуй. И вот стало этой большой семье настолько тесно, что всем вместе жить уже было невозможно. Тогда Донда взял с собой младших сыновей и отправился с ними вверх по течению небольшой речки, которую с той поры стали называть его именем – Донда.  Ушел верст на пятнадцать от горы. Здесь он основал новое поселение, которое потом стали называть Дондыкар, что означает селение или городище Донды. Старшие сыновья Донды недолго жили на старом месте, вскоре и им стало тесно: Идна остался на отцовском угодье, а Гурья покинул его и основал новое поселение. Так сыновья батыра Донды отделились от отца и стали независимыми хозяевами-батырами, занимаясь каждый полюбившимся делом. Гурья – хлебопашеством, Идна – охотой, а сам Донда, хоть и не оставил земледелия, но более стал известен промыслом и торговлей.

Занимался Идна одной охотой, отказавшись от землепашества, которым славился его отец Донда и предок того Кылдысин. Охотиться он ходил верст за тридцать. Для этого у него были золотые лыжи, на которых такое расстояние он преодолевал быстрее ветра.

 Потом и младшие его сыновья возмужали и покинули отцовский дом. 

 Один из сыновей чепецкого богатыря Донды Зуй взял в жёны красавицу Эбгу. Но сам Донда настолько полюбил свою молодую сноху, что сыновья заподозрили его в противозаконной связи с нею, поссорились с отцом и ушли от него. Эбга убила своего мужа и со своими приближенными основала Эбгакар, поближе к своему возлюбленному. Через несколько лет, будучи уже вдовой, родила Эбга от свёкра сына. Донда назвал его «Чибинь», что на удмуртском языке значит: «комар» или «ничтожный человек», и дал ему участок земли подальше от своего городища. Возмущенная этим Эбга зарезала своего свёкра. Тот, умирая, проклял её, чтобы она вечно жила в сырых и тёмных подземельях Эбгакара. За убийство свекра Эбга была утоплена в Чепце, и только раз в год она могла выйти из воды погреться на старой ели.

После смерти бог превратил Донды в белого лебедя, и он до настоящего времени покровительствует всем удмуртам, которые о нём помнят. 

Так, удмуртский эпос с присущей всему народному творчеству глубокой красотой описывает возникновение на нашей земле поселений, ставших центрами развития культуры, ремесла, торговли.

Образ белого лебедя нашел отражение на гербе Удмуртской Республики. Имена былинных удмуртских богатырей продолжают жить в названиях ряда деревень на реке Чепце Иднакар, Дондыкар, Весьякар, Зуйкар, Донды, Утэм, Зуйыр, Чибинь, Эбга. 

В статье использованы материалы с сайта :glazovskij_rajon_iz_proshlogo.pdf (3dn.ru)  

Кар (удм.) - гнездо, городище, город. Древние поселения севера Удмуртии относят к чепецкой археологической культуре и датируют 9-12 вв. н.э.

Древние удмуртские городища

 В IX-XIII веках на берегах крупных рек нынешнего Глазовского района были сооружены городища – укрепленные поселения. В IХ–ХIV вв. территорию среднего течения Чепцы занимала Чепецкая археологическая культура. 

 Среди сохранившихся археологических памятников, связанных с батырами, в настоящее время в Глазовском районе выделяют городища Иднакар (Солдырское), Дондыкар, Весьякар, Гурьякар (Гординское), Зуйкар, Утэмкар (Богатырское), Эбгакар (Краснослудское), Чибинькар (Комаровское). Все они датируются IX–XII веками. 

Иднакар

Самое крупное из них – Иднакар, единственный археологический музей-заповедник в Удмуртии.

Солдырское городище Иднакар IX–XIII вв. располагается у слияния двух рек Чепцы и Пызепа. Остатки крепости находятся в 4 километрах от Глазова  на высоком мысу (гора Солдырь), близ деревни Солдырь. Экскурсии в Иднакар - это путешествие на тысячу лет вглубь истории, знакомство с предками удмуртов и их бытом, культурой, ремеслами (охотой, рыболовством, земледелием, ткачеством, деревообработкой, кузнечным мастерством). 

Дондыкар

 Дондыкарское городище - городище северных удмуртов IX - XIII в.в. археологический памятник, объект культурного наследия республиканского значения. Расположено в 1 км. к северо-востоку от современной деревни Дондыкар Глазовского района в верховьях р. Дондыкарка, правом притоке р. Пызеп. (С удмуртского языка Дондыкар - город богатыря Донды).

Весьякар

Деревня Весьякар – смешанная удмуртско-русская деревня, расположена на территории МО «Адамское». Недалеко от деревни в 1,5 км от правого берега реки Чепцы находится Весьякарское городище, археологический памятник VIII-XII вв.  Вероятно, оно является самым древним поселением, относящимся к Весьякару.

Эбгакар

Младший сын Донды батыра, Зуй, имел удел по реке Пызеп. Был женат на красавице Эбге. Краснослудское (Эбгакар) городище археологический памятник северных удмуртов конца I тыс. н. э. Располагается в 1,5 км. от деревни Нижняя (Красная) Слудка Глазовского района вниз по течению реки Чепцы (правый берег). 

Утэмкар

Городище Утэмкар (удм. «выигранное городище»)  - средневековое городище IX—XIII веков. Расположено к востоку от д. Нижняя (Большая) Богатырка (удм. Утэм), за глубоким и широким оврагом, по дну которого протекает ручей, к северу от дороги в город Глазов, идущей вдоль Чепцы.

Гурьякар

Городище Гурьякар расположено  в 200-х м от юго-западного конца деревни Гордино Балезинского района Удмуртской АССР. 

Фестиваль “Огни ДондыДора”- Тайна Зорай

Этот фестиваль я посетила 4 марта 2023 года , взяв экскурсионную путевку в “Клубе Театральных Путешествий”. В целом мне все очень понравилось, но есть и минус. Наш микроавтобус не пропустили к стоянке у парка, пришлось всей группе туристов идти пешком от деревни по склону к парку. (Почему не по дороге?). Уже поттаивало, снег стал рыхлым и мы, проваливаясь по колено в снег, брели на праздник. Спасибо большое молодому человеку, который не бросил меня и постоянно вытягивал мою тушку из снега.

Меня еще час трясло от переутомления, так что извините за качество отснятого материала, снималось на телефон; надеюсь все же когда-нибудь мне представится финансовая возможность приобрести качественную аппаратуру и треногу.

Сюжет постановки : Последние три года велась битва  Темных и Светлых сил с захватом крепости. Победили светлые. На земле Донды наступил долгожданный мир.

Теперь легендарный прародитель удмуртского народа созывает батыров из дружественных городищ, в городище Дондыкар готовятся к свадьбе: Донды выдаёт замуж дочь, красавицу Зорай. За сердце невесты и благословление родителей вызвались состязаться трое женихов – Гондыр (Глазов), Гурья (Балезинский район), Светогор (Красногорский район). Победил Гурья, но приемную дочь похитили прямо со свадьбы.

Имя Зорай происходит от удмуртского слова «зор» - дождь

Иммерсивный спектакль этого года, это продолжение прошлогоднего, когда выяснилось, что невеста похищена. 

Гоблин потребовал много золота за информацию о похитителях Зорай. Из зрителей формируются дружины с сыновьями Донды во главе для добычи золота. Золото дается за выполнение квеста. Стало интересно - смотрите видео.

Добывание огня 

Гуляем на свадьбе Зорай и Турая:

Конкурс каш - очень вкусные каши получились, на свежем воздухе и аппетит отменный.

Концерт завершает фестиваль "Тайна Зорай"

Вывод: очень мне все понравилось, а особенно приятно смотреть как семьи с детьми активно отдыхают, единение семей, будет что вспомнить детишкам. Очень советую посещать все мероприятия этого парка.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение