Ижевский пруд - Набережная - Пристань ”Ижевск”

Коллаж из двух фотографий: вид с набережной пруда и вид с Колеса обозрения.
Обновлено:

Доброго дня, дорогой читатель! Я начинаю цикл повествований об Ижевске, его достопримечательностях, истории. Сегодня поговорим об истории создания железоделательного завода, а далее на его базе открытие оружейного производства.

 Чтоб не утомлять тех, кто заинтересован узнать расписание движения теплоходов с пристани “ Ижевск “ публикую его сейчас.

Расписание на лето 2023 года по пристани "Ижевск"

9-00 ( отправление с пристани) - 11-00 ( прибытие на пристань);

12 ч 00  -  14 ч 00;

15 ч 00  -  17 ч 00;

18 ч 00  -  20 ч 00.

Стоимость проезда на теплоходе в одну сторону:

 взрослый ( с 14 лет) - 180 рублей,

 ребенок до 6 лет - бесплатно,

 ребенок от 7 до 13 лет - 90 рублей,

 провоз одного места багажа - 180 рублей.

Доехать можно на автобусах № 8, 12 ( отдельно отмечу, что с 10-00 до 14-00 перерыв в движении).

Железоделательный завод

Зарождение завода связано с именами графа и владельца Гороблагодатских заводов Петром Ивановичем Шуваловым и горным инженером Алексеем Степановичем Москвиным. 

В 1757 году  Сенат принял решение о строительстве в Прикамье трех железоделательных заводов. По «высочайшему повелению» императрицы Елизаветы Петровны построить заводы разрешено было владельцу Гороблагодатских заводов графу П.И. Шувалову. Выбирал место для строительства опытный специалист горного дела, горный инженер А.С. Москвин. Первый из заводов в 1759 году был основан на реке Вотке, второй – в 1760 году на реке Иже, третий завод не был построен, а первые два долгое время носили название «Камских шуваловских». Строительство Ижевского завода началось в 1760 году, одновременно  была заложена и плотина Ижевского пруда. 

12 февраля 1761 года. Екатерина II (София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) подписала указ о том, что крестьяне, которые приписаны к заводам Шувалова, остаются с ним навечно. К ним относился и Ижевский завод.

1 июля 1763 года. Пуск Ижевского железоделательного завода, получено первое кричное железо. Созданный Ижевский железоделательный завод в год производил до 200 тысяч пудов железа. Оно изготавливалось путем плавки чугуна в небольших открытых печах - кричных горнах. В горны закладывали чугун, привозимый с Гороблагодатских заводов, обкладывали его древесным углем и обдували воздухом. На дно горна постепенно стекал жидкий мягкоковкий металл, который извлекали в виде раскаленной бесформенной массы (крицы) и ковали молотами. Из первоначальной массы чугуна получали около двух третей ковкого железа, остальная часть уходила в шлак. Вспомнила историю из своей жизни, тогда я была молодая и не опытная. У всех, наверно, раньше были чугунные сковородки для запекания блинов, ну вот и у меня были. Жили мы тогда в бараке деревянном с печкой, да приходилось топить печь дровами. Решила я окалить эти сковородки от черноты по бокам, печка топилась, сковородки дымились и чистились на плите, дым и вонь уходили в дымоход. Почему-то решила, что они быстрее очистятся внутри печки и одну сковороду закинула в печь прямо на раскаленные угли. Правильно подумали, она просто расплавилась и после остывания её пришлось выбросить. Вот вам и кричный горн.

Ижевский пруд. Плотина

10 апреля 1760 года по распоряжению графа П.Шувалова началось строительство Ижевского железоделательного завода и плотины. Вокруг него вырос поселок Ижевский завод, а в будущем - город Ижевск. Ижевский пруд - это искусственный водоем, созданный в 1760 году на территории города Ижевска, столицы Удмуртии. Кроме реки Иж, на которой устроен  пруд, в него впадают реки Малиновка, Пазелинка, Подборенка, Шабердейка и ручей Пионерский (Википедия).

Площадь (зеркала) - 24 км2.

Максимальная глубина - 12 м.

Размеры - 12,5 х 2,5 км.

Средняя глубина - 3 м.

Площадь бассейна реки Иж от истока до плотины пруда -1640 км2.

Пруд создавался для обеспечения работы механизмов Ижевского железоделательного завода ( ныне заводы Ижсталь и Концерн “Калашников”).

В плотине были созданы прорези для протока воды из пруда. Помимо Главного ларевого прореза, через который вода подавалась на наливные колеса, был создан малый ларевой прорез, по которому вода подавалась на лесопилку, запущенную в июне 1764 года, а также шлюзы, называвшиеся “ вешняками” , для стока весенних вод. Ниже плотины, вдоль главного ларя, были расположены шесть производственных помещений ( по три с каждой стороны желоба), отстоявших друг от друга на 7 метров.

Все помещения имели по 10 водяных колес, к каждому из которых подводился деревянный желоб для подачи воды из ларя.Колеса приводили в движение мехи и молоты. Первые кричные молоты были запущены на ижевском заводе в июле 1763 года. В 1842 году воды пруда вращали 32 колеса железоделательного завода и 23 - оружейного.

    Начало навигации на Ижевском водохранилище относят к 1892 году.

Пруд обеспечивает водоснабжением город Ижевск. Среднегодовой забор  из Ижевского пруда на питьевое и промышленное водоснабжение составляет 50-70 млн. м3. В 2003 году  из-за роста сине-зеленых водорослей питьевая вода приобрела затхлый запах, это до сих пор является экологической проблемой.

Оружейный завод

В 1800 году императором Павлом Первым “ повелено было завести на Каме оружейный завод для приготовления 100 тыс.штук холодного и огнестрельного оружия”.

Указ о строительстве Ижевского оружейного завода дан императором Александром Первым 6 февраля 1807 года. С подачи А.Ф.Дерябина  новый завод решили строить на базе существовавшего железоделательного завода  на Иже. Открытие заводской оружейной конторы состоялось 10 июня 1807 года. Этот день считается днем рождения Ижевского оружейного завода. 28 октября 1808 года Ижевский железоделательный завод был передан в ведение Военного министерства. В дальнейшем Дерябину было поручено руководство строительством  и самим заводом.

1815 год,  осень. Завершено строительство основной части главного корпуса оружейного завода (центральная четырехэтажная часть корпуса с дозорной башней-часозвонницей) – архитектурного шедевра С.Е. Дудина и символа нынешнего Ижевска.

 Объектом первостепенной важности стал созданный в 1807 г. по предложению оберберггауптмана (высшее звание горного инженера, равное генеральскому в военной службе) Гороблагодатских, Пермских, Камских и Богословских заводов А.Ф. Дерябина на базе железоделательного - Ижевский оружейный завод. Открытия нового крупного оружейного производства в России требовала обстановка нарастающей военной угрозы со стороны наполеоновской Франции. Отлично проявившее себя в Отечественной войне 1812 г. ижевское оружие дало толчок дальнейшему развитию оружейного производства.

Набережная пруда вдоль плотины

 Памятник А.Ф.Дерябину установлен на набережной Ижевского пруда, напротив главного корпуса оружейного завода. “Обер-берггауптман Андрей Федорович Дерябин, строитель Ижевского оружейного завода”. Установлен более, чем 100 лет назад в 1907 году в связи с 100-летием Ижевского оружейного завода. Автор - скульптор-самоучка Ситников Иван Никанорович, бюст вылеплен по старинной гравюре. Высота 3м, бронзовый бюст высотой 1 м, фонари и тумбы с цепями установлены в 1956 году. 11 июня 2002 года из Толгского монастыря Ярославской области прах основателя завода Андрея Федоровича Дерябина  перевезен в Ижевск. В 1970 году бывшая Плотинная улица названа проездом имени Дерябина.

 У новобрачных Ижевска есть традиция – в день бракосочетания вешать замки любви на мосты, а также и на ограждения набережной Ижевского пруда и бюста Андрея Дерябина. Этот памятник  является одним из известных и любимых мест.

Судоходство и пристань

Начало навигации на Ижевском пруду относят к 1892 году, но документально подтверждено, что с 1902 года Ижевские заводы обслуживались двумя пароходами производства Воткинского завода - “Иж” и “Шрапнель”.

Первый винтовой пароход, самый быстрый в то время, появился на пруду в 1916 году. Его назвали “Шторм”. После 1936 года на пруд были доставлены из Перми первые серийные изделия - “речные трамваи”. В 1950-е годы появлялись катера, а с 1970 года - быстроходный теплоход типа “Заря”, шедший до Воложки не более 20 минут. Через 16 лет его пришлось снять с эксплуатации, так как сильная волна от него подмывала берега, уничтожая икру и молодь.

В 1982 году в Ижевск привезли теплоход Москва-117, своим ходом он дошел до Сарапула, затем по автодороге.

Ижевский пруд используется для малого пассажирского судоходства в весенне-летний период. Пассажирская флотилия состоит из теплоходов типа “Москвич” и “Москва”.

Пристань, от которой отходят теплоходы в Ижевске, расположена на проезде Дерябина около плотины пруда. Во время пути до Воложки суда также осуществляют остановку у причалов имени А.В.Воскресенского и “Соловьевские дачи”. Остановка на пристани “Юровский мыс” не осуществляется в связи с разрушением причала. Эксплуатацию пассажирского водного транспорта по Ижевскому пруду производит АО”Парки Ижевска”.

Когда готовила материал к статье, прочитала, что каждая пристань была закреплена за одним из крупных предприятий города. И как-то обидно и стыдно стало за АО“Ижмаш” - пристань “Юровский мыс” числился за ним. Я начинала свою трудовую деятельность на этом предприятии в 17 лет, сразу же по окончанию школы и потом 17 лет отдала оружейному производству на Концерне “Калашников”.

На одном из теплоходов проходил наш выпускной бал, школа № 8 выпуск 1979 года.

Много раз каталась до Воложки с семьей, тогда и вода была чистая и даже ноги можно было видеть в воде, купались и загорали. Ходили и в походы с ночевкой, были с классом на Юровском мысу, с друзьями на Воложке.

В этот раз плавали до Воложки с семьей сына Андрея: женой Настей, их сыном и моим внуком Матвеем(2г8м), и внуком Стасом(12 лет) от первого брака. Как Матюша говорит: “Мы на море были”. Было очень жарко под 30 градусов, при причале есть зал ожидания, но кондиционер слабый. До Воложки плыли на верхней палубе под палящим солнцем, спасал только ветерок, обратно спустились на нижнюю палубу. Устали абсолютно все, кроме Матюши, хотел гулять еще, ни в какую не хотел садиться в машину, кстати при причале есть парковка.

Если есть замечания,  напишите их в комментариях. Делитесь с друзьями в соцсетях.

           Искренне Фаина Соколова.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение