Исчезнувшая деревня Полом Ярского района, день деревни

Обновлено:

Я приехала в этом году на праздник впервые, хотя проводился он регулярно. Это дань уважения и почитания моих предков по материнской линии. Когда-то давно мои предки выбрали эту землю, обосновались на ней, жили, любили, продолжали род. Не нужно забывать свои корни, духи предков ведут нас по жизни, опекают и заботятся, защищают нас от опасностей.

Конечно же, я была в Поломе, но возраст был маленький и мои воспоминания о ней не точны и скорее всего уже смешаны с другой деревней Усть-Лекма, куда дедушка и бабушка переехали в конце 60-х. Исчезновение маленьких деревень началось уже в начале 50-х годов прошлого столетия в связи с укрупнением колхозов. Деревня Полом снята с учета в 1977 году.

История северных удмуртов

Формирование древне-удмуртских народностей происходило в III- IX в в междуречье Вятки и Камы. В 10-12 веке южные племена Нижнего Прикамья и Вятки входили в состав Волжской Булгарии, а в 1236-1552 гг. находились под властью золотоордынских ханов и Казанского ханства. В 1489 году удмурты верхней и средней Вятки были в составе Вятской земли.

 Не желая подчиняться более сильным, отяки бросили родные, насиженные места и ушли в более глухую и отдаленную местность.  Своё пристанище или новую родину, они нашли на берегах красивой реки Нукрат-суы. В переводе с булгарского "серебряная вода", так в булгарском царстве называли полноводную и чистую Вятку. 

С появлением в стране Русского племени Вотское племя, постоянно уступая первому берега реки Вятки, подалось на восток и обосновалось на берегах рек Чепцы, Камы и их притоках.

Об этом же говорят раскопки, археологические исследования на могильниках около деревень Кузьмино, Сосновка, Усть-Лекма, Чабырово, Озерки, Тум, Кушман, села Елово. Захоронения, найденные там, относятся к VII-VIII векам.

Первый форпост русских (новгородских ушкуйников, которые жили разбоем) основали на захваченной земле «на случай нашествия супостатов иноверцев чуди и отяков и черемисов и иных народов град Хлынов». Сейчас это город Киров основан, по одним данным, в 1174 году, по другим — в 1374. 

    В удмуртском эпосе Тангыра говорится, что воинственный разбойничий народ-грабитель (в оригинале назван 'руоч', по-удмуртски русы) захватил древнюю столицу племени Ватка, сжёг святилище бога Инмы-Голубя - место молений и собраний, истребил многих людей и правителей. Захватчики долго пили и веселились на пепелище. После этого уцелевшие жители разделились и ушли по четырем направлениям: часть вотяков укрылась в лесах, часть подалась на восток в район села Карино, часть - на Ветлугу, а другие в сторону нынешнего города Глазова в Удмуртии. 

  Предания об этих событиях до сих пор сохраняются у Слободских удмуртов. В них есть интересные подробности: в Кирове на месте Александровского сада находились священная роща и главное Вятское святилище Бадзым-Куала (Верховный храм). 

  В 1959 году  Л.П. Гуссаковский проводил разведочные работы на территории сада им. Степана Халтурина (совр. Александровский сад), в результате которых удалось обнаружить в данном районе древне- удмуртское поселение (Вятское городище). Оно располагалось на мысу высотой 33-36 м, образованном коренным берегом реки Вятки и Раздерихинским оврагом, и было укреплено с напольной стороны земляным валом и рвом. Однако находки позволили исследователю определить время существования городища как XI-XIII вв., причем были обнаружены как древне удмуртские, так и древнерусские изделия. Данное поселение Л.П. Гуссаковский отождествил с 'Вяткой' удмуртских легенд - центром удмуртского племени ватка, впоследствии занятым русскими поселенцами. Эту смену населения городища ученый датировал рубежом XII-XIII вв.

Каринский стан основной район расселения не русского населения Вятской земли. Данная административно-территориальная единица начала формироваться во второй половине XV в. и просуществовала до губернской реформы 1775-1780 гг.

 История возникновения Каринского стана восходит к 60-м гг. XV в. Именно тогда, около 1462 года, выходец из Ногайской орды Кара-бек - родоначальник династии каринских арских князей, был пожалован великим князем Иваном III поместьем неподалеку от г. Хлынова близ устья реки Чепцы. Возникшее здесь селение получило название по имени своего основателя - Карино ( удм. Карагурт), а формирующаяся вокруг него округа стала называться Каринской волостью или Каринским станом.

   По описям начала 17 века в Каринской волости помимо татар проживали Отины - особые северные удмурты (вотяки), потомки Вятских беженцев, в их среде и сохранилось предание о погроме святилища.

Русская колонизация вятской земли произошла в 1552-58 годах. С 1724 года удмурты были причислены к разряду государственных крестьян. Вплоть до административных преобразований Екатерины II в подавляющей своей массе вятские удмурты, бесермяне и каринские татары  проживали в пределах Каринского стана Хлыновского уезда.

История деревни Полом

Хочу отдельно отметить на сегодняшнее время по Ярскому району исчезли с лица земли 109 деревень. Деревня Полом (Ягошурская, Ягошур, Егошур, Егошурская, поч. Сызьминской, Ягошурской) ныне не существует. Находилась в 11,3 км северо-западнее районного центра- поселка Яр; в 4,8 км восточнее муниципального центра- село Елово. Поселение образовалось в месте слияния рек Сизьма (правый приток реки Чепца) и ее левого притока реки Калевыр.

 Первое упоминание о поселении встречается в «Переписи 1710, 1709-1710 г.», где по состоянию на момент переписи за починком числилось 4 двора и 19 душ жителей. В «1-ой ревизии (1719-21), 1719 г» отмечается наличие 19 душ мужского пола, в ревизии 1722-1727 г отмечено 6 дворов и 23 души мужского пола. Во «2-й ревизии,1748 г» отмечается 31 душа мужского пола из «новокрещенных отяков». В «Ведомости о селениях Вятской губернии на 1802 год» представлены сведения о 13 дворах, за которыми числилось 56 душ крещеных вотяков мужского пола. В «Списке населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.» за деревней из 21 двора числится уже 197 жителей (99 мужчин и 98 женщин). В «Книге Вятских родов» В.А.Старостина в «Реестре селений и жителей на 1891 г» за деревней числится 27 семей и 274 жителя. Основной промысел – извоз (42 человека). В «Списке населённых мест Вятской губернии 1905 г.» за деревней числится 32 двора с 346 жителями (170 мужского и 176 женского пола). В клировой ведомости за 1912 г. починок относился к приходу Свято-Троицкой церкви села Елово. В 1920-24 годах число дворов несколько уменьшилось с 46 до 43, соответственно и число жителей изменилось с 338 до 336. За поселением в этот период числилось 1221,72 дес. угодий, из них 640,50 дес. пашни и 187,56 дес. сенокосов. 

Согласно реестру селений и жителей на 1891 год, в деревне Полом проживало 4 рода (27 семей) : Иванов - 3; Ившин - 9; Салтыков - 4; Ушаков- 11. В начале 20 века добавились семьи и рода - Булдаков, Наумов, Поздеев, Семакин, Суворов.

По данным Технической (домовой) книге за 1952-1954 года, в деревне Полом числилось 56 дворов.

Семья Ушаковых

 Моя сестра Соколова Ирина Евгеньевна занимается изучением  генеалогического древа семьи как по матери, род Ушаковых, так и по отцу, род Соколовых, проживавших в деревне Мадьярово Селтинского района.

Как мы видим, семьи Ушаковых проживали в деревне Полом в 1891 году в 11 дворах. Скорее всего, мы все были кровными родственниками, что пока изучается. Точно можно сказать по архивным данным и отслежено, что прапрадедом был Ушаков Андрей Васильевич. Прадедом и прабабушкой были Ушаковы: Алексей Андреевич (1875 г.р.) и Варвара Агафоновна (1876 г.р.), к слову сказать я ее видела, тогда она была лежачей и слепой, и могилу где похоронена знаю, посещали в Ильин день.

Их дети: Прокопий (1908 г.р.) - пропал без вести в 1942 году;

                 Дмитрий (1909 г.-31 января 1942 г) - похоронен на Пискаревском                      кладбище Санкт-Петербурга;

                 Семен (1916 г.р.- 2008 г) - мой дед, инвалид ВОВ;                                                                  Владимир (1918 г.р.) - вернулся с войны без руки;

                 Василий (1921-1942) - похоронен в городе Ржев (братская могила);

                 Татьяна (1923 г.р.);

                 Алексей (1928 г.р.).

По деревне Полом многие мужчины ушли на фронт и не вернулось 38 человек.

Мой дедушка Семен Алексеевич Ушаков (1916 г.р.) и бабушка Афанасия Гавриловна (родилась в Усть-Лекме в 1916 году, девичья фамилия Трефилова) имели отдельный дом, напротив родительского. С ними жила мать Афанасии Гавриловны-Трефилова Мария Константиновна 1875 г.р. Мама,  Анна Семеновна, родилась 21 ноября 1939 года, ей скоро 84 года. После у семьи родились Петр, Владимир, Николай, Александр, Юрий, Нина. Двое детей, Валера и Анатолий, умерли маленькими. На данный момент живы трое: мама Анна (Нюра) Соколова, Владимир и Нина Артемьева.

Фамилию Ушаков имеют  Владимир и его дети, дети Петра, Николая.

 Фотографии дедушки и бабушки можно посмотреть в рубрике “ О себе”.

День деревни Полом 24.06.2023 год

Вся организация и проведение дня деревни лежит и держится на энтузиазме и старании заведующей Усть-Лекомским клубом Некрасовой Нине Васильевне, родившейся в Поломе. За что ей огромная благодарность от нас всех!!

Мы не может проводить День деревни непосредственно на месте бывшего его расположения, так как эти земли отданы ярскому предпринимателю под пасеку и доступа к нему нет. Праздник и день почитания предков проходит в поле, рядом с оврагом, где протекают несколько родников.

Обычно принято проводить день деревни с встречи гостей, приветственных речей и рассказом об истории деревни, концертом, угощением (каша, уха, чай, выпечка), эстафетой, пением под гармонь и танцами. Гости тоже не с пустыми руками приезжают, помянуть нужно предков.

 Дальше разберетесь сами, смотрите видео и фото.

Концерт Ярского автоклуба МБУК "ЦРК и Т" ансамбль "Птица счастья"

Пение под гармошку с Русланом Дюкиным

Эстафета и танцы

День деревни Полом 23.06.2012 года

Предлагаю вашему вниманию видео из архива Соколовой Ирины Евгеньевны. Вспомните эти счастливые дни или вспомните людей, которых уже с нами нет. На этих видео мой дядя Коля ( Ушаков Николай Семенович) еще живой. К сожалению концерт не могу показать, качество плохое.

Эстафета, частушки

Сказка и игра "Ручеек". Очень весело и зажигательно.

Перетягивание каната

Хоровод и пение "Рябинушки"

Дорога к роднику

Спасибо за внимание и интерес! Пишите комментарии.

                                                                                      Искренне Фаина.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение