Вокально-инструментальный ансамбль “Поющие гитары” - любимые песни

ВИА Поющие гитары

Васильев Анатолий Николаевич (20 октября 1935 г- 4 января 2017 г) — советский и российский музыкант, один из первых гитаристов страны, освоивших электрогитару. В 1966 году создал первый советский ВИА “Поющие гитары”, в котором работал до 1985 года. Музыкальный руководитель первых советских рок-опер: “Орфей и Эвридика”(1975) и «Фламандская легенда» (1979). Аранжировщик многих популярных западных песен, включенных в репертуар ансамбля. Ушёл по возрасту и состоянию здоровья. В 1985–1995 годах — музыкальный руководитель «Театра на Фонтанке». В 1990-е гг. подрабатывал, играя в ресторанах.

Предыстория

Более шестидесяти лет назад четверо парней из Ливерпуля записали свой первый официальный сингл (Love Me Do / P.S. I Love You), а через пару лет их музыка завоевала весь мир. Несмотря на железный занавес, “инфекцию” подхватили тысячи жителей Советского Союза. 

“Четверо парней так кривляются и извиваются на эстраде, делают такие непристойные движения, что у нормального человека это может вызвать только отвращение.” - «Московский комсомолец», 14 февраля 1964 г о Битлз.

 К концу 60-х годов положение несколько изменилось. Оказалось, что Битлз – вполне прогрессивные молодые люди, негативно относящиеся к насилию и войнам, да и вообще выходцы едва ли не из рабочего класса. Тогда-то и начали появляться первые робкие положительные материалы о Битлз. 

В одном из интервью Анатолий Николаевич сказал: “Это было в 1966 году. Я слушал “Битлз”, они очень мне нравились. Я до этого работал семь лет в эстрадном ансамбле “Дружба”, а после появления “Битлз” я стал их много слушать, очень увлекся этой музыкой, аранжировками. Другой звук, другой стиль, новый, такого у нас не было в стране. Поэтому и мне захотелось сделать подобное. Еще я увидел итальянский ансамбль Marino Marini, он к нам приехал на гастроли (известный мужской вокальный квартет, исполнитель популярных шлягеров 60-х годов)... Я пошел к ним на концерт и впервые увидел, как живьем люди играют и поют одновременно.  Вот и мне захотелось такой коллектив создать, но на нашем репертуаре, и чтобы манера аранжировки была современной. Тогда это называлось биг-бит. Я стал думать об этом, стал подбирать парней, познакомился с Левой Вильдавским, рассказал ему идею, он меня познакомил с Женей Броневицким. К тому же я ведь состав делал не а-ля «Битлз», а а -ля Marino Marini, то есть солист и группа вокруг него, которая поет и играет..."

История создания ВИА “Поющие гитары” (г. Ленинград)

Вокруг идей Васильева объединились талантливые молодые люди: гитарист Владимир Калинин, пианист Лев Вильдавский, барабанщик Сергей Лавровский, певец Анатолий Королев и Евгений Броневицкий, младший брат Александра Броневицкого, который изъявил желание играть на басу. Анатолий Васильев привез ему из Германии настоящую бас-гитару. Евгений прятал ее в шкафу, чтобы старший брат не узнал, что он учится играть на бас-гитаре. 

Вся подготовка велась в строжайшей тайне, так как Васильев не хотел, чтобы ревнивый и деспотичный руководитель ансамбля “Дружба” раньше времени узнал о его планах. Он хорошо помнил, как несколько лет назад Броневицкий-старший перекрыл ему все каналы для самостоятельной работы, и не желал рисковать. 

В 1966 году Васильев уходит из "Дружбы" чтобы создать новый вокально-инструментальный ансамбль, который вскоре получит название "Поющие гитары". Поэтому было принято решение на время репетиционного периода уехать из Питера. Сергей Лавровский через своих знакомых сумел договориться с черноморской туристической базой “Приморская”, расположенной в станице Ново-Михайловской под Туапсе, что к ним приедет настоящая бит-группа, которая будет играть на танцах.

В это время Васильев со своими музыкантами - единомышленниками делает обработки западных хитов, перекладывает советскую песенную классику на новые молодежные ритмы и начинает писать собственную музыку.

Основным репертуаром легендарного коллектива были рок-н-ролльные и биг-битовые гитарные обработки известных в то время эстрадных мелодий, исполняемых группами «Битлз», «Шедоуз», «Тремелос», «Вентурес». Кроме этого были русские народные песни, патриотические, песни популярных зарубежных исполнителей, переработанные, с аранжировкой Анатолия Васильева и текстом советских авторов.

Певец Анатолий Королев

В одном из интервью Анатолий Васильев говорил : “...  В самом начале я договорился с Анатолием Королевым, который пел у нас в “Дружбе” — певец знаменитый. И я делал программу в расчете на то, что он будет у нас солистом. И буквально за две недели до отъезда я уже уволился из “Дружбы”. Уже собрали состав, аппаратуру уже сделали, самодельную. И вот за лето сделали программу, а  Королев за две недели до показа перед художественным советом Ленконцерта - отказался. Сказал мне: “Толя, знаешь, я, пожалуй, еще поработаю в эстрадном ансамбле ”Дружба", я боюсь, что у нас ничего не получится”.

 Анатолий Иванович Королёв (1 ноября 1942 г - 24 октября 1991 г) — советский эстрадный певец. Популярные песни - Утро начинается с рассвета, Зависть, Парень с песней шел по свету, Одиннадцатый маршрут, Ты для меня одна и другие. Он родился на благословенной саратовской земле, которая дала нашей стране бессчетное количество певцов и музыкантов, актеров. Окончив Саратовское музыкальное училище имени Л. В. Собинова,  попал в армию, где стал солистом в ансамбле Ленинградского военного округа. Там-то его и приглядел знаменитый Александр Броневицкий, пригласив работать в свой  ансамбль "Дружба".

29 сентября 1967 года в Сочи открылся первый Международный фестиваль молодежной песни. Первые премии первого фестиваля получили певцы Анатолий Королёв из СССР и Богдана Карадочева из Болгарии. Королев еще год проработал в составе ансамбля “Дружба”, а потом ушел в сольную деятельность. 

В шестьдесят восьмом году вокалист покинул группу, и два года гастролировал с ансамблем ”Ровесники”, который тогда возглавлял аранжировщик и композитор Э. Кузинер. Ребята ему аккомпанировали, а он разрешал им работать одно отделение самостоятельно. 

 В 1970 году Королев по собственной инициативе покинул “Ровесников”, получив предложение от музыкантов, которые ушли от Жана Татляна. Ребята специально под Королева создали ВИА “Веселые голоса”, руководитель “Веселых голосов” Анатолий Никифоров. Далее певец поехал в тур по Сибири на несколько лет и вернулся в Ленинград в 1980 году.

Летом 1980 года любимец публики со своей женой попал в автомобильную аварию. ДТП случилось вечером, когда певец ехал на своем мотороллере с концерта.

После тяжелой аварии и ампутации ног, врачи не прогнозировали певцу долгой жизни. 

Любимец советских слушателей умер 24 октября 1991 года в возрасте 48 лет.

Худсовет Ленконцерта и концертная деятельность

Осенью Анатолий Васильев и его товарищи вернулись в Ленинград. Улучив момент, когда Броневицкий с “Дружбой” уехали на гастроли, музыканты решились показаться перед художественным советом Ленконцерта.

Это произошло 5 октября 1966 года в ДК имени 10-летия Октября на Обводном канале. Эту дату музыканты «Поющих гитар» считают днем рождения своего ансамбля. Консервативный худсовет поначалу не одобрил новый коллектив, но Г.М.Коркин, директор Ленконцерта, произнес свое веское окончательное слово - “А мне нравится. Оформляйте ансамбль в штат!”. 

А.Васильев: “ И встала проблема с вокалистом — материал есть, солиста нет. Я не мог найти за такой короткий срок нового вокалиста. И кто-то мне сказал, что есть такая певица с хорошим голосом и консерваторским образованием — Галя Баранова. Послушал — профессиональная певица, голос шикарный, меццо-сопрано, низкое такое... Дали нам помещение в ДК им. Первой пятилетки. И через месяц мы сдали сольную программу, нас приняли.”

Первый концерт ВИА «Поющие гитары» состоялся 2 ноября 1966 года на студенческом вечере в Ленинградском Военно-механическом Институте. А 1 декабря «Поющие Гитары» отправились на свои первые гастроли в Херсон. 

За 1967 год ансамбль объехал с концертами более пятидесяти городов СССР.

2 и 3 декабря 1967 года в концертном зале гостиницы «Советская» состоялась долгожданная столичная премьера “Поющих гитар”. Появились многочисленные последователи и подражатели - с февраля 1968 года  берет отсчет история легендарного вокально-инструментального ансамбля “Веселые ребята”. Следом появились ВИА “Голубые гитары”, “Самоцветы”, “Норок”, “Поющие сердца”, “Песняры” и многие другие.

Огромная заслуга «Поющих гитар» в том, что им удалось преодолеть страх партийных цензоров перед западной поп-музыкой, показать, что современная молодежная музыка совсем не опасна для советской власти и что песни, исполненные молодыми людьми на электро-гитарах и барабанах, могут быть мелодичными, яркими, красивыми, а молодежь с восторгом встречает её. 

На первых порах участники ансамбля сами не пели, пела солистка ансамбля, Галина Баранова. Но Женя Броневицкий настаивал на том, что нужно обязательно петь. Рос репертуар ансамбля, росло мастерство музыкантов, в коллектив приходили молодые таланты.

Пополнение группы, новые таланты и хиты

  В 1967 году в ансамбль приходят Эдгар Бернштейн (труба, звукорежиссёр) и Елена Фёдорова (вокал), в том же году ансамбль записывает на фирме «Мелодия» свою первую пластинку.

 В 1968 году в ансамбль приходит Альгирдас Паулавичюс (клавишные), Александр Фёдоров (гитара), в 1969 — Валерий Ступаченко (вокал), Юрий Антонов (клавишные, композитор), Анатолий Чижевский (гитара). В 1970 году в ансамбль пришли новые музыканты: Григорий Клеймиц (фортепиано), Василий Борисов (гитара) и ритм-секция Юрий Иваненко (бас-гитара) и ударник Юрий Соколов . Спустя некоторое время Сергей Лавровский уходит из ансамбля и создаёт ВИА “Калинка”.

Некоторые участники группы (Юрий Антонов, Альберт Асадуллин, Ирина Понаровская, Валентин Бадьяров, Альгирдас Паулавичюс, Григорий Клеймиц, Валерий Бровко, Галина Баранова, Сергей Лавровский) добились индивидуального успеха как певцы, композиторы, аранжировщики и дирижеры.

В год они давали до 350—400 концертов-аншлагов. Сильной стороной группы было “эффектное вокальное многоголосие и остроумная театрализация многих песен”. "Эх, дороги" (А.Г.Новиков – Л.Ошанин):

На Рутубе:

https://rutube.ru/video/53fb1d41b275a45587ae1f6b1f08881a/

Тогда и зазвучали новые песни, самые яркие из которых — "Сумерки" и "Нет тебя прекрасней", их исполнил Евгений Броневицкий.

 Баллада «Сумерки» была написана руководителем ансамбля Анатолием Николаевичем Васильевым (1935-2017) и поэтом Кимом Ивановичем Рыжовым (1931 - 1999).   В ВК:  https://vk.com/video265079094_456239186

Юрий Антонов

В 1969 году талантливый музыкант получил приглашение из Ленинграда. Вокально-инструментальный ансамбль “Поющие гитары” позвал Антонова на должность клавишника. Этот коллектив стал стартовой площадкой для творческих начинаний молодого исполнителя. Юрий впервые выступил как вокалист, в этом же ансамбле прозвучали первые песни его авторства “Стой, не стреляй, солдат!”, “Аэропорт”, “Где же смелость?”.

Хитом того времени стала композиция “Если любишь ты”, к которой музыку написал сам Юрий Антонов, а текст написал поэт Л.Дербенев.

 Одним из шедевров эпохи ВИА стала песня “Нет тебя прекрасней” 1969 г, созданная Юрием Антоновым (тогдашним клавишником “Поющих гитар” в соавторстве с Ириной Безладновой и Михаилом Беляковым, гитаристом “Добрых молодцев”. Песня “Нет тебя прекрасней” поставила точку в сотрудничестве Антонова и “Поющих гитар”.

 Записывал песню уже солист «Поющих гитар» Евгений Броневицкий. Артист посчитал, что 3-куплетная композиция слишком длинная. В итоге осталось два, но добавлено соло на бас-гитаре. В записи песни Антонов участия не принимал, покинув коллектив. 

Впервые исполнена ВИА “Поющие гитары”, впоследствии исполнялась и самим Антоновым. Предлагаю вашему вниманию и видео с исполнением песни и Ю.Антоновым: https://rutube.ru/video/f9cf82b4dedb818e12e72978fe3e3dd5/

Рок-оперы и распад группы

В 1975 году Васильев решается на уникальный эксперимент: совместно с композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным ставит силами своего коллектива рок(зонг)-оперу "Орфей и Эвридика". Театрализация музыкального действия приобретает все большее значение для Васильева. После успеха и мирового признания первой советской рок-оперы, выпускаются - "Фламандская легенда" и "Гонки".

Вскоре их концертная деятельность прекратилась, постановка оперы разрушила легендарный ВИА, один за другим музыканты и певцы уходили из ансамбля, кто куда.

Но все оставались верными музыке.

Воссоединение группы

 Больше 20-ти лет длился перерыв в жизни «Поющих гитар». Делались безуспешные попытки вновь собрать музыкантов ансамбля, и лишь в апреле 1997-го года удалось концертом в Гигант-Холле отметить 30-летний юбилей “Поющих гитар”. Собрались на него все, кого удалось найти в городе. Концерт прошел с оглушительным успехом, после него стало понятно, что ансамбль не забыт, что он нужен народу, что его любят и ждут на эстраде. Так началась вторая полоса творческой жизни легендарного ВИА "Поющие гитары".

 Воссоединённые участники — в основном, из песенного состава — Евгений Броневицкий, Александр Фёдоров, Григорий Клеймиц, Валерий Ступаченко, Василий Борисов, Юрий Соколов, Владимир Васильев, Эдуард Кузинер (на один концерт), также вошла участница рок-оперного состава — Ольга Левицкая. Сергей Лавровский, Анатолий Васильев не смогли присоединиться к коллективу, соло-гитаристом стал Дмитрий Кижаев. “Поющие гитары” снова включились в концертную деятельность. В 1998 году ушёл из жизни музыкальный руководитель Григорий Клеймиц, а в 2002 году гитарист и вокалист Александр Федоров уехал на постоянное место жительства в Канаду.

В 2003 году Дмитрий Кижаев ушёл из коллектива, представив нового гитариста Валерия Кочегуро. В 2004 году после продолжительной болезни ушла из жизни Ольга Левицкая. В течение года, сохраняя память об ушедшей, музыканты давали концерты без певицы, но пришли к выводу, что пропадают знаковые песни, и крайне не хватает женского вокала. И в конце того же года в ансамбль приходит вокалистка Милена Вавилова, которая сразу же вписалась в коллектив и до сих пор является украшением и неотъемлемой его частью. Состав ансамбля не менялся в течение 20 лет — это самый долгий период постоянного состава за всю историю коллектива.

В результате судебных разбирательств название «Поющие гитары» осталось за прежним ансамблем в составе Евгения Броневицкого, Владимира Васильева, Василия Борисова, Валерия Кочегуро, Милены Вавиловой и Аркадия Аладьина. В 2018 году из коллектива ушёл Аркадий Аладьин (скончался в 2019 году), новый ударник ансамбля  М.Сойту.

Основные материалы о ВИА “Поющие гитары” взяты из Википедии.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение